Оперативная полиграфия в Севастополе и Крыму. Брендирование, сувенирная продукция, текстиль, полиграфия.
Оперативная полиграфия в Севастополе и Крыму. Брендирование, сувенирная продукция, текстиль, полиграфия.
СЕВАСТОПОЛЬ, УЛ. НИКОЛАЯ МУЗЫКИ, 29 2-Й ЭТАЖ
9:00 - 18:00 СБ, ВС: ВЫХОДНЫЕ
Цены Новости Дневник печатника Контакты
ПРАЙС-ЛИСТ 02.09.2023

Тампопечать

В древности тампопечать, в отличие от шелкографии, была неизвестна. Вероятно, технология печати на криволинейных, шарообразных и прочих неплоских поверхностях была тогда мало востребована. Зародилась она на рубеже XVIII-XIX веков в Швейцарии, когда тамошние часовщики начали массово получать заказы на изготовление карманных часов и по понятным причинам испытывать трудности с быстрой ручной прорисовкой циферблатов. Сейчас уже вряд ли можно установить доподлинно, кто догадался использовать мягкий желатиновый тампон для переноса краски с клише на другую поверхность, но сейчас тампопечать остается ведущей технологией для маркировки любых изделий из пластика, металла, дерева, имеющих неровную поверхность, или с ровной поверхностью, но небольшими размерами.

Полагаю, нет поверхности, которую нельзя было бы запечатать способом тампопечати. Классика жанра — скорлупа грецкого ореха, на которой отлично отпечатан логотип австрийской фирмы «Morlock» - лидера в производстве материалов для тампопечати. Ребристый шарик для игры в гольф, на котором отпечатан логотип конкурирующей фирмы отца Федора – британской «Kent» - еще одно подтверждение. И не сомневайтесь: наши сотни тысяч шариковых ручек, зажигалок, крышечек для флаконов, рожков для обуви, елочных шаров и прочей мелкой, но сложной в производстве дребедени подтверждает как надежность технологии тампопечати, так и наш опыт по ее использованию.

Если неглубоко поднырнуть в теорию полиграфических процессов, то мы увидим, что тампопечать, к удивлению, относится к процессам глубокой печати, а это процессы весьма сложные и ответственные, относящиеся, например, к производству бумажных купюр или на худой конец, к обоям. Ну б-г с ними. Давайте лучше начнем, как с описания шелкографии, с теории.

Сущность тампопечатного процесса несложна. В основе лежит клише – прямая и ровная пластина, посредине которой проделаны углубления, соответствующие макету, подлежащему переносу на конечное изделие. В процессе печати углубления заполняются краской с помощью красочного валика, который черпает ее, естественно, из красочной ванны, подобно покраске стен или поклейке обоев. Красочный валик наносит краску не только на углубленные элементы, но и на всю поверхность клише, поэтому ненужную часть краски надо удалить, что и вверено ракельному ножу – металлический нож снимает неиспользуемую краску с пластины, возвращая ее самотеком в красочную ванну.

Немного о клише, то есть о формном процессе в тампопечати. Клише в тампопечати – это многослойная пластина из светочувствительного материала, нанесенного на стальную или алюминиевую основу. Когда мы говорили о шелкографии, предполагалось, что для создания печатной формы нужен фотошаблон, и точно так же он необходим и здесь. Точно так же он прикрывает темными участками области клише, которые должны быть заполнены краской и свободно пропускает свет в областях, которые в печатном процессе участвовать не будут. В шелкографии мы наносили диазополимерную эмульсию на ячеистый материал – сетку, натянутую на раму. Здесь — сплошная светочувствительная пластина. И да, опять требуется источник УФ-излучения. Прикладываем фотошаблон к пластине, помещаем в засветочную камеру и сильно-сильно прижимаем, чтобы шаблон максимально плотно приблизился к пластине: только тогда изображение на конечном изделии будет максимально четким — в фотографии это когда-то называлось «контактное копирование». В профессиональных засветочных камерах для этих целей используют, как правило, вакуумное разрежение, какое любим и мы.

Теперь – минуточку дремания. Засветка будет вестись в два этапа. Первый этап – формирование непосредственно слоя глубокой печати, углублений в клише, где будет скапливаться краска в ожидании контакта с тампоном. А второй этап – растрирование этих углублений, для того чтобы, перефразируя О. Бендера, «не слишком углубились».

Поясним. Как мы неоднократно повторяли, тампон забирает часть краски (малую ее часть!) из углублений печатного клише. Краску наносит красочный валик по всей поверхности клише. Лишнюю краску убирает ракельный нож. Но в том и засада, что ракель-нож, благодаря паразитному в данном случае эффекту поверхностного натяжения жидкостей, уберет часть краски также и из углублений клише, формирующих рисунок! И тампону при этой ситуации достанется лишь немного краски: в центре изображение, может, и будет, а по бокам – отсутствует.

И здесь на помощь пришло растрирование: формирование мелких-мелких точек в изображении, которые, будучи скопированы на клише, не дадут краске вытечь мощным штормом при прохождении ракельного ножа. Печатная краска спокойно растечется между мелкими дельтами и заливами растрированного клише, и тампон заберет ее столько, сколько нужно.

Вот почему сначала на клише светят фотошаблон с изображением рисунка, который нам необходимо куда-то напечатать! А потом, не сходя с того же места, клише подвергается растрированию с помощью набора стандартных растровых сеток (по сути таких же фотошаблонов, но с нормированным разделением точек).
Засветили? Будем проявлять.
В самом простейшем случае, когда тиражи с одного клише не превысят 5-10 тысяч отпечатков, мы используем водовымывные полимерные пластины. Это значит, что после экспонирования мы несем клише под водопроводный кран и, используя специальный плюш для промывания пластин (есть опыт использования зубной щетки, кухонной губки, махрового полотенца и фирменного плюша BASF — догадайтесь, где результаты лучше), энергично растираем пластину круговыми движениями под струей холодной воды, временами контролируя через увеличительное стекло с подсветкой, пока не проявятся все печатные элементы. Как правило, на этот процесс отводится не более 2-3 минут.
Вне зависимости от расходных материалов, печатная пластина в идеале должна выглядеть вот так:
Все перечисленное касается водо- и спиртовымывных пластин. Однако мы справедливо полагаем, что наши тексты найдутся в Яндексе по запросу «Тампопечать», и обзор без немецких алюминиевых пластин типа «Алюкорекс» был бы неполным.
Эти щелочевымывные пластины рекомендуются начинающим по той причине, что они не требуют растрирования, а значит, всегда проявляются на необходимую для среднего результата глубину, вне зависимости от настойчивости трущего клише тампопечатника. С ними и тереть ничего не надо, фирма поставляет свой проявитель, растворяющийся в воде – бросаем клише в кювету, покачиваем, увидели блестящую подложку – вынимаем, вытираем – готово, монтируем на станок. Проявитель подозрительно похож на мелкие гранулы гидроксида натрия, которые продаются в любом хозмаге под видом средства для очистки канализационных труб «Крот», но подробный химанализ мы не проводили, рекомендуем пользоваться фирменным. Пластины из алюминия обладают хорошей механической стойкостью, их можно многократно использовать для печати повторяющихся тиражей, и они, несмотря на то что существенно дороже водовымывных, могут рекомендоваться в качестве альтернативы последним. Опять же, имейте в виду – на одной пластине вполне можно уместить несколько заказов. И да, для Алюкорекса нужен негативный фотовывод…
Напоследок хочется отметить, что если шелкография и стерпит всевозможные эрзац-способы подготовки печатных форм, вроде вывода фотошаблонов на домашнем принтере и засветки на козлотроне с прижимным грузом в виде бочонка с квашеной капустой, то тампопечать потребует, прежде всего, профессиональный фотовывод на фотонаборном аппарате и фирменную засветочную камеру с хорошим механическим, или что лучше, вакуумным прижимом. Поверьте, это проверено нашим опытом. «Любительская шелкография» еще может быть, любительской тампопечати, увы, не существует.
Итак, краска остается только в углублениях пластины-клише. Теперь ее нужно как-то забрать и перенести на изделие. Вот тут и вступает в процесс главный и основной его участник – тампон. Он должен опуститься вниз на пластину, забрать краску (всю, конечно, не заберет – только часть) и перенести ее на изделие, да так, чтобы на тампоне не оставалось и следов краски. А заодно, чтобы краска полностью сошла с его поверхности на изделие, ему предстоит еще и принять его форму, нежно, но уверенно обволакивая поверхность. Познакомимся с интересным изделием.
Тампон в полиграфии сделан чаще всего из специальных сортов резины с добавлением силикона. Резина придает тампону необходимую эластичность, а силикон не дает ему «подружиться» с краской, которая бывает химически весьма агрессивна. Теперь, думаю, понятно: тампон забирает краску с клише и переносит ее посредством высокого давления на изделие, которое он «обволакивает» за счет своей эластичности, закрывая таким образом всю кривизну поверхности, все поры и трещинки и прочие препятствия, перед которыми безоговорочно пасовали шелкография, УФ-печать и еще кое-какие способы. Номенклатура выпускаемых тампонов очень широка. Здесь можно найти тампоны для печати на ручках, брелках, зажигалках, стеклянных ампулах и бутылочках, клавиатурах для ноутбуков и мобильных телефонов, кружках и стаканах, крышечках для бутылок, елочных шаров, передних панелей приборов и прочего…
Номенклатуру тампонов разделяют по жесткости. Если мы приняли заказ на печать по толстостенным стеклянным рюмкам, то вполне сгодится тампон с жесткостью по Шору 7,0, давление которого точно не разрушит толстое стекло. А если перед нами китайский елочный шар, сделанный непонятно из какого материала, но точно продавливающийся пальцем при уверенном нажатии, то пара шаров в минус – и специальный тампон для переноса краски на особо чувствительные к давлению изделия с полостями внутри готов к печати.
Истина как всегда где-то посередине, и для ручек с брелками и зажигалками, термокружек из ABS-пластика, полипропилена и прочим изделиям из дешевого ПВХ используют универсальные тампоны средней степени жесткости — рабочие материалы рекламной индустрии.
Краски для тампопечати немного отличаются от красок, которые используются в трафаретной печати. Хоть они и созданы на основе сольвентных полиорганических соединений, тампопечатные краски намного больше насыщены пигментом, чем трафаретные. И это различие обусловлено физикой процессов. В процессе трафаретной печати краска ложится непосредственно на изделие через трафаретную печатную форму, а в тампопечати присутствует промежуточный носитель изображения – тампон, который сам по себе больше любит не принимать краску, чем ее отдавать.
К примеру, если отпечатать тираж пакетов темно-синей трафаретной краской, а затем попробовать использовать ее же для тампопечати – перед нами откроется невразумительно-голубой цвет, констатируемый вздохом печатника – «ни о чем». Нужны более насыщенные пигментами тампонные краски. Они настолько им «заряжены», что открывая килограммовую банку с краской цвета, к примеру, «королевский синий» можно озадаченно крякнуть – он же черный! А на самом деле цвет краски проявляется по-настоящему на конечном материале.
Тампопечать, в отличие от шелкографии – тонкопленочный процесс. Шелкография формирует толстый слой краски на запечатываемом материале. Тампопечать – тонкий. Ракель продавливает через сетку краску «от души»: толщина красочного слоя доли миллиметров. Это, конечно, далеко не всегда так, но все же показывает возможности трафаретной печати по формированию красочного слоя. Для тампопечати же, учитывая малую глубину клише и факт, что тампон забирает из его глубин только верхний слой краски, остается только насыщать пигментом красочный состав как можно больше. Особенно это касается краски, применяемой на темных поверхностях. К примеру, если нам приспичило напечатать некую желтую надпись на черной ручке, то, используя только желтую краску, можно до посинения долбить тампоном в одну и ту же точку, пока надпись не приобретет сколь либо читаемый грязный оттенок. Поэтому, чтобы все было красиво, нам необходимо загрунтовать поверхность белилами – напечатать сначала надпись белой краской, а потом поверх положить желтую.
И поскольку процесс печати тонкопленочный, высыхают отпечатки при обычной комнатной температуре буквально за несколько секунд. Для сушки не требуются никакие приспособления, кроме, в отдельных случаях, обдува горячим воздухом.
В защиту тампопечати хочется отметить, что тонкопленочным процессом в полиграфии считаются также офсетная печать с ее миллиардными тиражами, широкоформатная струйная печать с миллионом квадратных метров поверхностей, и флексопечать, которая является лидером в производстве упаковки для продуктов, стройматериалов и прочих необходимых на каждый день вещей.
На своем производстве мы давно и неплохо освоили технологию тампопечати. Основной продукт, конечно – печать по ручкам, зажигалкам и прочей мелкоштучной продукции. Работает однокрасочный полуавтоматический тампостанок Winon-121 (Тайвань, КНР), с которым можно шустро освоить более 1000 изделий за пару-тройку часов и пара профессионалов, которые заводили под него самые разные вещи – от шариковых ручек из пластмассы до корпусов сложных приборов.

© 2003-2023
Полиграфическое предприятие “Цифра”
ИП Кузнецов Д.В.
Все права защищены.
Сайт сделал Павел Савченков
СЕВАСТОПОЛЬ, УЛ. НИКОЛАЯ МУЗЫКИ, 29 2-Й ЭТАЖ
9:00 - 18:00 СБ, ВС: ВЫХОДНЫЕ